germes21: (Default)
[personal profile] germes21
"T2: Трейнспоттинг" ("T2: Trainspotting")



Есть такое золотое правило: сиквелы всегда хуже первых частей! Из него есть исключения (классический пример - "Терминатор 2"), оно не касается изначально франшиз (как то "Гарри Поттер" и "Властелин колец"), но как правило все так. Как правило, сиквел - это просто попытка заработать еще немножко денег на известных героях или яркое свидетельство того, что фантазия создателей иссякла окончательно. Поэтому, между прочим, к сиквелам так и относятся. В основном. И хочется иногда сказать, слезным таким и жалостливым голосом: "Ну не лезьте, ну не лезьте к святому!..". Теоретически, фильм "T2: Трейнспоттинг" мог оказаться "правильным" продолжением. Из всех возможных сиквелов, второй "На игле..." имел больше всего оправданий для своего появления и существования. Режиссер остался прежний - великий и ужасный Дэнни Бойл. Актерская команда сохранена по максимуму - все кто мог появится в кадре, все появились. Более того, было даже литературное продолжение - книга "Порно", на котором частично и основана новая картина! Так что аргументы за съемку весьма сильны. Аргумент же против заключался в том, что изначально было понятно, что до первого фильма не допрыгнуть. Даже теоретически. Это лучший британский фильм за последние 60 лет (оценка не моя, понятное дело), как с таким вообще можно тягаться? Но Бойл решил по-другому, и он был в своем праве. И "Т2" таки появился на свет. Сказать что он плохой? Ни в коем случае. Он хуже оригинала, но как отдельное кинопроизведение да и, не будем кривить душой, даже как вторая часть - он действительно хорош. А если б не навязчивый подсознательный вопрос "Ну зачем вы это сняли??", который не отпускал во время просмотра, было бы и того лучше.

Сюжет имеем следующий. С момента финала "На игле" прошло двадцать лет, из которых большую часть времени главный герой - Эван МакГрегор провел в Голландии. Весьма странный выбор места проживания для бывшего наркомана, но у него там и жена была, и работа. Но вот он вернулся в Шотландию. Удивительно, но остальные участники солирующего квартета тоже были живы. Джонни Ли Миллер владел небольшим баром, в который мало кто ходил, мало кто там пил, и еще меньше тех, кто за выпитое платил. Так что он перебивался мелким шантажом, выращиванием травки, другими грешками и лелеял мысль открыть сауну (а на самом деле - бордель). Роберт Карлайл еще не вышел из тюрьмы, впрочем, характер у него не поменялся ни на йоту. И, наконец, Юэн Бремнер вернулся к старому: у него была работа, он часто виделся с сыном, но из-за чертового летнего времени он потерял все, и снова прочно сел на иглу. Визит МакГрегора, который должен был продлиться буквально пару дней, затянулся. Старые друзья встретились, а потом к ним и старый враг подтянулся. И нельзя сказать, что эти встречи радикально поменяли жизни главных героев. Но они хотя бы попытались.



Откровенно говоря, я плоховато помню первую "На игле". Я смотрел фильм как минимум пару раз, но достаточно давно. Но мне искренне казалось, что в первой части несмотря на некую сумбурность, магистральный сюжет все-таки был. В "T2: Трейнспоттинг" ситуация несколько другая. Тут сценарные линии сильно распорошены, и собираются воедино с большим трудом. Тут есть линия Бремнера - он не желает участвовать в аферах своих приятелей, но зато пытается следовать совету МакГрегора и направить желание уколоться во что-нибудь более продуктивное. Тут есть линия Карлайла, который возвращается к ограблениями и пытается к тому-же приучить своего сына, у которого дела без папашки шли гораздо лучше, и который успешно учится в колледже. И, наконец, есть третья линия - МакГрегора и Миллера. Эта пара пытается провернуть инвестиционную махинацию, но нарываются на старые грабли банального предательства. К этому можно добавить подобие любовной линии с восточно-европейской проституткой, которую из главных героев хотели все, кроме Карлайла. Нельзя сказать, что линии эти не пересекались, но пересечения казались неестественными и даже каким-то натужными. И это была первая проблема фильма.

Проблема вторая - герои слишком стары для своих приключений. В первую очередь это касается Миллера и МакГрегора. Сами актеры выглядят чудно, тут вопросов нет. Но по сценарию им под пятьдесят! Когда в "На игле" носились молодые пацаны - это было понятно и естественно. Но тут примерно тоже самое делали товарищи, которым скорее о пенсии думать пора. Конечно, накал беготни и драк стал значительно меньше (хотя финальная схватка с унитазами была хороша), но даже то, что было, выглядело несколько аномально. Ну негоже таким взрослым мужчинам так себя вести! Честное слово, негоже. А вот Карлайл и Бремнер вели себя адекватно. Персонаж Бремнера был старым наркоманом и делал ровно то, что положено делать старым наркоманам. Ну а Роберту с персонажем повезло: он был взрывным и опасным, и прямо как шотландский виски, с годами становился только лучше. Плюс сценаристы полной ложкой насыпали ему разных "возрастных болячек", так что получилось не только правдоподобно, но еще и весело кое-где.

Проблема третья была уже не столь существенной. Как по мне, так Бойл напрасно собрал всех старых героев. К примеру, МакКидд, если я правильно помню, еще в первом фильме помер (не актер, конечно, а персонаж евойный) - так в чем был глубокий смысл флэшбека с его участием? Мне вообще вся эта сцена на импровизированном кладбище не шибко понравилась. Или возьмем, к примеру, Келли Макдональд. С ней одна всего сцена, так жалко, что ее так мало... А ведь в первой части она была важным персонажем! А еще из титров я с удивлением узнал, что в картине снялся и сам Ирвин Уэлш. Видимо пример Стэна Ли оказался заразительным. Но, откровенно говоря, никак не могу вспомнить, что он в "Т2" делал и кто такой этот самый "Майки Форрестер".

Но не проблемами едиными жива вторая "На игле". И далеко не только ими - не даром же у фильма 76% рейтинг на Rotten Tomatoes. В фильме целая куча классных сцен, занимательных сюжетных решений и тому подобных плюшек. На достоинствах тоже нужно остановиться поподробнее - они реально того стоят. К примеру, Бойл не был бы Бойлом, если бы мастерски не играл на ностальгии по старой ленте. Ностальгии оной будет немало и давить на нее будут с самых разных точек зрения. Это и немногочисленные прямые вставки, и разнообразные аллюзии, и первоклассные видеоэффекты: к примеру на фоне старого МакГрегора по той же локации, что и в первой части, пробегали "юные" МакГрегор и Миллер. Сюда же добавьте Карлайла, кайфующего от рассказов о "славном прошлом", написанных "Кочерыжкой", и сам "Кочерыжка", который, по сути дела, становился Ирвином Уэлшом, ведь из его исписанных желтых блокнотов явственно проступало то, что в будущем (а вернее сказать, в прошлом) станет новеллой "Trainspotting".

Атмосфера опять же. Бойл всегда умел передать ее просто мастерски, и "На игле 2" не стал исключением. Депрессивность осталась, но причины за двадцать лет изменились. Весь мир не умирает, и даже в Шотландии все благополучно. Умирает лишь "мирок" главных героев. Новые технологии, джентрификация выдавливают работяг, бедовых парней, мелких жуликов, жалких наркош и заменяют их на молодых да перспективных, или просто послушные "белые рубашки" из среднего класса. Герои не успевают приспособиться, к примеру, именно по этой причине потерял работу в Голландии МакГрегор, а потому опять остаются на обочине в дали от пикников. Только и остается, что смотреть телек и чесать языком о былом. Так что дорогу в будущее немного парадоксально находит только Бремнер. Раньше его писанина вряд ли бы кого заинтересовало: кому интересно читать о драках в баре, если можно пойти и подраться в баре. Ну или хотя бы посмотреть. Но прошло двадцать лет, тема стала экзотической. А потому вернулся и интерес!

Я уже упоминал, что в фильме много классных сцен, и теперь чуть-чуть подсыплю подробностей. Снова была офигительная сценка в туалете. Конечно, никто не нырял в толчок с головой, но все равно получилось неплохо. Но лучшей я бы назвал всю линию с ультра-лоялистами. У них потырили кредитки (замаскировав кражу песенкой с рефреном "Всем католикам трындец!!), а потом сняли немало фунтов, введя в качестве пароля "1690" - год битвы на реке Бойн, в которой католики-якобиты с разгромным счетом проиграли сторонникам Вильгельма Оранского. Выстроено все просто идеально, и даже несколько обидно, что все спертые столько блестящим образом деньги пришлось отдать адвокату Келли Макдональд, что по большому счету обнулило такой яркий плюс. Ну и одной фразу: картинка в "На игле 2" очень хороша. Рука мастера чувствуется и в монтаже, и в изменениях скорости, и в цвете. И хоть наркотрипов стало совсем мало, Бойл нашел многочисленные точки приложения своего таланта чудесным образом выстраивать кадры.

Теперь что касается основной темы. Даже в первом "На игле" идея "наркотики - зло" не была абсолютной. Тут и не пахнет даже однозначностью "Реквиема по мечте". Герои то слазили с наркотической зависимости, то снова гоняли по венам "хмурого", и идея "завязывай с наркотой и начинай новую жизнь" если и читалась, то где-то между строк. В "T2: Trainspotting" все еще более призрачно. Имеется один позитивный пример - это Юэн Бремнер, у которого слегка отошедшие от героина мозги проявили неожиданную склонность к писательскому мастерству. Но ведь был в фильме и обратный пример, то есть возвращение к губительной привычке. А Джонни Ли Миллер так и вообще, если не кололся, так только потому, что нюхал все время. И никакой нравоучительной морали в финале тоже не будет, ну если не считать таковой идею "Дождись подходящих условий и кидани своих друзей". Впрочем, в первой части ее - морали, тоже по большому счету не было.

Актеры. Учитывая, что основных своих звезд Бойл сберег, актерская составляющая давала самый минимум возможностей к ней попридраться. Давили и колоритом, и мастерством. МакГрегор, как самый "правильный" из компашки был, пожалуй, и самым скучным. Правда в таком квартете быть "самым скучным" не зазорно, и свою партию отыграл он просто блестяще. Остальные трое - комментарии излишни, но они будут. Юэн Бремнер - ну кто лучше него мог бы исполнить партию старого наркомана-неудачника? У него даже внешний вид идеально подходил к образу, что уж говорить о поведении, речи и выражении лица. Джонни Ли Миллер - насквозь неправильный, злой, мстительный, но отходчивый. Сперва он жаждал свести счеты с МакГрегором за концовку первого фильма, но потом общий замысел и старая дружба пересилили. Отбить привкус Холмса из "Элементарно", как по мне, так не совсем получилось, но зато Джонни очень нежно и искренне был безответно влюблен в свою проститутку, которой собирался наладить карьеру, сделав ее мадам. Но лучше всех предсказуемо стал Карлайл. Я уж думал он в своем "Однажды в сказке" заржавел совсем. Ага, шас! Пороха в нем столько, что на целый пороховой заговор хватит (я знаю, что пояснять шутки - дурной тон, но это забавно, потому что Карлайл играл Якова I в "Заговоре против короны"). Карлайл сочно злился, сочно расстраивался, сочно ненавидел и очень сочно предавался воспоминаниям! Вот что получается, когда отличный актер на все 100% соответствует образу. По этому параметру он ни в чем Бремнеру не уступает.



Выводы. Все равно первая часть "На игле" была лучше. Она была уместнее, интереснее, моложе. Да и просто лучше. Но это не означает, что "T2: Трейнспоттинг" плохой фильм. В нем есть свои плюсы - целая куча плюсов: от хорошего музыкального сопровождения до просто бесподобных актеров! Другое дело, как мне кажется, даже Дэнни Бойл не совсем понимал, зачем он снимает сиквел. А потому и зрителю трудно понять, зачем его смотреть. Хотя... Ну я вот посмотрел и получил удовольствие! Чуть меньше, чем планировал, но нельзя быть настолько требовательным.

Date: 2017-06-01 01:25 pm (UTC)
From: [personal profile] sposterig
Дякую, дуже уважно прочитав. Я сам нещодавно його подивився і все розмірковую, що б написати, щоб не дуже похмуро вийшло. Бо в цілому я тяжко розчарований. Фільм непоганий - але цього критично недостатньо. Може, тому, що надто важливим був для мене той перший фільм.

Date: 2017-06-01 01:59 pm (UTC)
darkoman: (Default)
From: [personal profile] darkoman
учитывай что сегодня вопрос наркомании не стоит так остро как в то время
время героина прошло
сейчас нарики воспринимаются как лузеры
так что дело не в фильме
а в том что майкл джексон был певцом своего времени
сейчас бы его никто не слушал бы

Date: 2017-06-01 02:27 pm (UTC)
darkoman: (Default)
From: [personal profile] darkoman
я как правило читаю лишь начало и выводы в твоих рецензиях ибо спойлеришь безбожно вот и счяс вот опять!
а я может хочу сам потом посмотреть и пребывать в напряжении во время просмотра

Date: 2017-06-01 02:50 pm (UTC)
darkoman: (Default)
From: [personal profile] darkoman
но както же надо знать что понравилось критикам а что нет?)

вот поэтому я читаю вступление и вывод в твоих реензиях

Date: 2017-06-01 04:16 pm (UTC)
tiresome_cat: (Oops)
From: [personal profile] tiresome_cat
Хронологическая последовательность получилась такова, что сначала я посмотрел "На игле" (ржачно, но немного не в моем вкусе), потом прочитал "Порно" (чуть не сдох со смеха в процессе), потом пытался прочитать "На игле" (вообще "не зашло"). Вот и вопрос: стоит ли теперь смотреть "На игле-2"?

Date: 2017-06-01 05:42 pm (UTC)
hoopoe: (Default)
From: [personal profile] hoopoe
Хороший обзор. Старые герои и новое время. Какие-то "Неудержимые" получились, на наркоманский британский манер.

Date: 2017-06-21 11:11 am (UTC)
selenica: (Default)
From: [personal profile] selenica
Дякую за дуже цікавий та корисний для мене пост. Першу стрічку дивилася багато років тому. Враження було дуже сильне. Але тематика для мене дуже тяжка була тоді. Обов'язково передивлюся першу частину та потім дістануся до другої. Ще раз дякую.

Profile

germes21: (Default)
germes21

October 2017

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 1718 192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 10:47 am
Powered by Dreamwidth Studios