10 октября: Битва при Пуатье
Oct. 10th, 2018 10:53 am
Иногда сражения - это не просто сражения. Иногда, особенно в эпохи становления государств и народов, судьба целых цивилизаций находится на кончике меча. Таких баталий не так уж и много, но битва при Пуатье (она же Битва при Туре) вне всякого сомнения из их числа. Кто знает, что бы случилось, если бы майордом Карл Мартелл не сумел остановить арабскую армию, которая пробилась далеко за Пиренеи на территорию современной Франции. Трудно сказать, изменилась бы общая ситуация к лучшему или, напротив, к худшему - уж слишком давно это было и слишком много событий и факторов нужно учесть для таких вот оценок. Но то, что история Европы поменялась бы самым радикальным образом - тут уж двух мнений быть не может. А произошла Битва при Пуатье 10 октября 732 года.
Разгромив вестготские королевства на территории Испании, Омейяды двинулись дальше на север и восток, успешно вторглись в Галлию и дошли до Аквитании и Бургундии. Омейядский халифат контролировал огромные территории на Ближнем Востоке, в Месопотамии, на Севере Африке и Испании, а потому вполне мог считаться самой могущественной силой в тогдашнем мире. На первых порах главным соперником солдат халифата был герцог Эд Аквитанский, добившийся в 721 году локальной победы в битве при Тулузе. Но затем его армия была разбита, а земли разорены. После этого у Эда не оставалось выхода, и он обратился за помощью к своим давним соседям-соперникам - франкам, которыми правил Карл Мартелл, дедушка будущего Карла Великого. Франки представляли собой грозную силу: под их контролем находились обширные территории во Франции и Германии, а также земли Нидерландов. Они смело могли претендовать на звание наследников Западной Римской Империи, и правил ими талантливый государь и опытный полководец.
В 732 году отряды арабов продолжали наступать в сторону Луары. Из-за плохого снабжения темпы продвижения серьезно замедлились, более того: армия халифата разбилась на несколько частей, каждая из которых с большим трудом искала для себя фураж и провиант. Напрасно успокоившись, Омейяды даже не озаботились провести нормальную разведку, так что появившаяся недалеко от Тура на удобном возвышении франкская армия Карла стала для арабских полководцев полной и, понятное дело, неприятной неожиданностью. О силах сторон существуют изрядные разночтения, что и неудивительно с учетом того, когда состоялось сражение. Армию франков оценивают в 20-30 тысяч солдат. У мусульман согласно современным исследователям могло быть от 80 до 20 тысяч. Хотя франкские хронисты называли куда более внушительные цифры: 400 тысяч солдат. Но это явное преувеличение.
Все началось с кавалерийских наскоков, оценки соперника и ожидания подкреплений, которых благополучно дождались и Мартелл, и Абд аль-Рахман. Но, что важно, к Мартеллу из дальних гарнизонов подоспела опытная пехота, которая сражалась под его знаменами многие годы и во многих баталиях. Кроме того, лидер франков вынудил арабов нападать вверх по склону холма, что в значительной мере ослабило натиск мусульманских всадников. Впрочем, у Абд аль-Рахмана не было иного выхода. Приближались холода, к которому армия Омейядов не была готова. Франков нужно было разбить и разбить в ближайшее время, а потому полководец отдал приказ нападать.
Плотный строй опытных франкских пехотинцев позволял выдерживать бесконечные атаки арабской конницы. Даже пробиваясь внутрь "квадрата", всадники ничего не могли поделать с "гвардией Мартелла". Умела используя профессиональных солдат и многочисленное, но неопытное ополчение, майордом Австразии вымотал соперника и сумел нанести ответный удар. Который заключался в следующем: хитрый Карл направил разведчиков в тыл войску мавров с целью освободить как можно больше рабов и разграбить как можно больше обоза. Услышав об этом часть арабской конницы повернулась назад, остальные же решили, что началось отступление. Пытаясь остановить своих разбегающихся солдат Абд аль-Рахман попал в окружение и был убит, что, естественно, только усилило панику. Франки же восстановили строй в своих фалангах и были готовы на следующий день продолжить сражение.
Но "продолжения банкета" не последовало - мусульмане на поле боя не появились. Сперва Карл Мартелл был уверен, что это всего лишь ловушка и Омейяды просто пытаются выманить его с выигрышной позиции. Но разведчики донесли: арабское войско спешно отступает обратно за Пиренеи, унося с собой всю добычу, которую только можно было унести. Таким образом битва при Пуатье закончилась победой франков. О потерях точных сведений не имеется, но с определенной долей вероятности сообщается, что Мартелл не досчитался 1500 солдат, а арабы потеряли что-то около 10 тысяч воинов.
Нельзя сказать, что битва при Пуатье покончила с господством мусульман в Западной Европе, у них еще будут свои победы и свои завоевания. Но это, несомненно, стало переломным моментом в ранней истории христианского Запада. Мартелл и его потомки продолжили расширять свои границы и выталкивать мавров все дальше и дальше на юг. Вторжения в Галлию продолжались еще несколько лет, но череда поражений заставила арабов смирится с мыслью, что севернее гор им делать совершенно нечего. Также с определенной натяжкой можно сказать, что победа при Пуатье стала первым шагом к Реконкисте, которая закончилась падением Гранады 2 января 1492 года.
no subject
Date: 2018-10-10 09:31 am (UTC)По моему, сказать весьма просто. Посмотреть на существующие исламские страны, Европа была бы такой же. А там уже дело вкуса.
Карла Мартела я помню, уважаю. Спасибо за напоминание. Эта битва и Чудо под Варшавой спасли существующую Европу.
no subject
Date: 2018-10-11 12:49 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 01:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-10 01:45 pm (UTC)1. По поводу решающего значения побед (не для войны, а для цивилизаций). У меня сомнения. Некоторые говорили: "Если бы Гитлер победил, мы бы сейчас ездили на БМВ и пили баварское". Не ездили бы и не пили.
Другие говорят: "Если бы Гитлер победил, нас бы всех согнали в рабство или убили". Уже и так согнали в рабство и убили. В 20-м веке в России погибли (умерли не "естественной смертью") около 100 млн. человек. То есть на каждых полтора жителя РФ - есть один погибший. Страна теней.
2. Что касается текста - мне он кажется похожим на тексты из учебников истории. Более того, написанного в концепции 18-го - 19-го веков. Тогда Карамзин, пишущий Историю Государства Российского жил прямо в царском дворце, не особо стесняясь. А у "немцев", в то время боровшихся за "создание нации" - был даже фон Ранке, который так и заявил: "История должна способствовать делу государственного строительства". Многие государства последовали примеру строительства нации, в России/СССР и других удаленных от интеллектуальных центров местностях до сих пор люди тянут эту идею, которая пришла на смену "божественной власти короля". Какие были учебники истории в СССР с Иваном Сусаниным и "Ледовым Побоищем", рассказывать не надо. Никто не спрашивает, на каком языке разговаривал дома Александр Невский, чингизид/византиец Иван IV "Грозный", Петр I или Екатерина II (хотя она хорошо освоила русский). Главное - создание идентичности по "национальности", которой до 18 века вообще не было, и привязка этой идентичности к месту на карте. При этом национализм (если еще точнее - русский нацизм) соседствовал с идеей комммунизма, который должен был быть интернациональным.
(До этого еще было в моде разделение христиане/мусульмане, особенно в эпоху, когда теоретики и "христианские воины", в основном наемные, мало отличались от нынешних мусульманских воинов и запрещателей)
Не везде уже актуальна идея проецирования "нации" в прошлое, то есть туда, где о таком понятии не знали. Но в учебниках истории, которые обычно национальны и сделаны для государственных национальных школ - такие приемы актуальны до сих пор. Рыцарь Сид считается героем Испании (в его время не было такой страны) как антагониста мусульман, несмотря на то, что в его войсках служили, естественно, арабы в том числе, и его имя происходит от арабского "сиди" - "господин". И сам он нанимался биться то за один халифат, то за другой, то за герцогство, то за царство (поди разбери).
Алгебра (аль-Джабр) и алгоритм введены в оборот арабскими учеными, владевшими греческим и латинским языками и сосуществовавшими на Иберийском полуострове с христианами и иудеями. Испания была "менее средневековой", чем средневековая северная Европа в тот момент. Арабские цифры с позиционной нотацией и возможность использовать 0 для пустого разряда вместо римского придумывания новой буквы для каждого большого числа, медицина (Авиценна - Ибн-Сина), астрономия и философия (Аверроэс - Ибн-Рушд).
Для этих учебников до сих пор характерна "событийная история", которая делит мир на границы, сферы влияния, большие толпы людей и сражения между ними. При этом падение или расцвет цивилизации объясняются политическими событиями вроде сражений или смен королевских династий. История - это всё, что произошло, и отбирать можно по-разному.
В событийной истории (даты рождения королей, сражения) не отбираются арабские цифры или тот факт, что христианские священники носили оружие, дрались в храмах и часто с трудом читали. Они же иногда имели гаремы из прихожанок, и мужья подавали письменную петицию в Ватикан на ломаном латинском (который затем стал испанским, французским и пр., в зависимости от "национальности") о том, чтобы храм приобрел официальную проститутку. В испанских школьных учебниках истории такого нет, естественно. Не используют и выражения "арабские цифры" в современном испанском. Нет такого и в СШАйских учебниках, ни в московских, ни в английских, ни в украинских. Есть "мы победили мусульман, и поэтому...". "Мы избавились от монголо-татарского ига". А слова лошадь, кирпич, чердак, кафтан, халат, сахар и деньги - видимо наши, руSSкие.
Французские историки с начала 20-го века начали развивать другие подходы к истории, о которых в России даже большинству историков было мало что известно до 80-х годов 20-го века. (А про учебники нечего говорить.)
Мне в общем нравится Ваш журнал. Но придание большого значения сражениям - дело опасное и немножко устаревшее. Ясно, что это дело значимо для исхода войны, королей, передела собственности и проч. Но цивилизационно это не столь важно. А в современном мире надо считаться уже только с негативном - отбрасывание общества на век назад в смысле гуманизма, непредвзятости и мышления без "врагов"; наличие в гражданской жизни людей, которые были на войне, должны были потерять и потеряли всякую человечность для военных задач, оправдание насилия и проч. Бывает меньшее зло, но надо помнить, что это зло.
no subject
Date: 2018-10-10 05:51 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 03:11 am (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 01:42 pm (UTC)Это почему? Не вдаваясь в крайности, нацистский режим был менее отвратительный и безумный, чем коммунистический. Соотв потери для экономики и людей были бы меньше. Т.е. если бы СССР в 1941 подписал безоговорочную капитуляцию, были бы спасены десятки миллионов людей. Несомненно, это был бы лучший выход.
"медицина (Авиценна - Ибн-Сина), астрономия и философия (Аверроэс - Ибн-Рушд)."
Это не придумали сами, это последствия выгодных захватнических войн. И даже удержать это ислам не смог - мракобесная концепция победила. Тот же "Ибн Рушд был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы, а его произведения были сожжены".
no subject
Date: 2018-10-10 01:54 pm (UTC)Реконкиста в то время уже шла - она началась, как только Испания была завоевана арабами. Страну басков они завоевать не смогли, оттуда процесс и пошел.
no subject
Date: 2018-10-10 02:10 pm (UTC)Но церковь никогда не становилась прямо министерством в подчинении короны (как это произошло в России с Синодом). С другой стороны, здесь не было реформы, и от Ватикана не отрекались, поэтому глава государства не является главой заодно и церкви (как в Англии. В Англии над церквами - не крест, а флаг гораздо заметнее)
При этом во время начала "отвоевания" ("reconquista") в Толедо (столице готов) продолжал действовать готский христианский архиепископ и др. институты, но астурийский верховный поп еще до прошения у Ватикана называл толедского епископа "яичками сатаны" и разными другими именами: видимо, за то, что тот сосуществовал с арабами без войны; а может просто, дележ сфер влияния.
"Христос акбар" на полуострове начался именно из Астурии и Галисии. Страна Басков при этом никогда не была баскским государством с армией или какими-л. институтами, национальной идентичности тоже там не было, ее главным образом изобрели братья Арана в XIX веке, скопировав флаг у северных и буквально выдумав слова "солдат" ("gudari"), "президент" (или вождь, führer - "lehendakari"). Теперь в школьных учебниках на картинках героические "баскские войска" в 15 веке несут на древке флаг, который придумали в конце 19-го.
no subject
Date: 2018-10-10 02:41 pm (UTC)Баски в Испании - это такие чечены своего рода. Без государства, но дикие, отмороженные и этнически чуждые.
no subject
Date: 2018-10-10 05:48 pm (UTC)а эта еще лучше
no subject
Date: 2018-10-11 12:50 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-10 03:32 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 12:51 pm (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 04:21 am (UTC)no subject
Date: 2018-10-11 12:12 pm (UTC)