10 октября: Битва при Пуатье
Oct. 10th, 2018 10:53 am
Иногда сражения - это не просто сражения. Иногда, особенно в эпохи становления государств и народов, судьба целых цивилизаций находится на кончике меча. Таких баталий не так уж и много, но битва при Пуатье (она же Битва при Туре) вне всякого сомнения из их числа. Кто знает, что бы случилось, если бы майордом Карл Мартелл не сумел остановить арабскую армию, которая пробилась далеко за Пиренеи на территорию современной Франции. Трудно сказать, изменилась бы общая ситуация к лучшему или, напротив, к худшему - уж слишком давно это было и слишком много событий и факторов нужно учесть для таких вот оценок. Но то, что история Европы поменялась бы самым радикальным образом - тут уж двух мнений быть не может. А произошла Битва при Пуатье 10 октября 732 года.
Разгромив вестготские королевства на территории Испании, Омейяды двинулись дальше на север и восток, успешно вторглись в Галлию и дошли до Аквитании и Бургундии. Омейядский халифат контролировал огромные территории на Ближнем Востоке, в Месопотамии, на Севере Африке и Испании, а потому вполне мог считаться самой могущественной силой в тогдашнем мире. На первых порах главным соперником солдат халифата был герцог Эд Аквитанский, добившийся в 721 году локальной победы в битве при Тулузе. Но затем его армия была разбита, а земли разорены. После этого у Эда не оставалось выхода, и он обратился за помощью к своим давним соседям-соперникам - франкам, которыми правил Карл Мартелл, дедушка будущего Карла Великого. Франки представляли собой грозную силу: под их контролем находились обширные территории во Франции и Германии, а также земли Нидерландов. Они смело могли претендовать на звание наследников Западной Римской Империи, и правил ими талантливый государь и опытный полководец.
В 732 году отряды арабов продолжали наступать в сторону Луары. Из-за плохого снабжения темпы продвижения серьезно замедлились, более того: армия халифата разбилась на несколько частей, каждая из которых с большим трудом искала для себя фураж и провиант. Напрасно успокоившись, Омейяды даже не озаботились провести нормальную разведку, так что появившаяся недалеко от Тура на удобном возвышении франкская армия Карла стала для арабских полководцев полной и, понятное дело, неприятной неожиданностью. О силах сторон существуют изрядные разночтения, что и неудивительно с учетом того, когда состоялось сражение. Армию франков оценивают в 20-30 тысяч солдат. У мусульман согласно современным исследователям могло быть от 80 до 20 тысяч. Хотя франкские хронисты называли куда более внушительные цифры: 400 тысяч солдат. Но это явное преувеличение.
Все началось с кавалерийских наскоков, оценки соперника и ожидания подкреплений, которых благополучно дождались и Мартелл, и Абд аль-Рахман. Но, что важно, к Мартеллу из дальних гарнизонов подоспела опытная пехота, которая сражалась под его знаменами многие годы и во многих баталиях. Кроме того, лидер франков вынудил арабов нападать вверх по склону холма, что в значительной мере ослабило натиск мусульманских всадников. Впрочем, у Абд аль-Рахмана не было иного выхода. Приближались холода, к которому армия Омейядов не была готова. Франков нужно было разбить и разбить в ближайшее время, а потому полководец отдал приказ нападать.
Плотный строй опытных франкских пехотинцев позволял выдерживать бесконечные атаки арабской конницы. Даже пробиваясь внутрь "квадрата", всадники ничего не могли поделать с "гвардией Мартелла". Умела используя профессиональных солдат и многочисленное, но неопытное ополчение, майордом Австразии вымотал соперника и сумел нанести ответный удар. Который заключался в следующем: хитрый Карл направил разведчиков в тыл войску мавров с целью освободить как можно больше рабов и разграбить как можно больше обоза. Услышав об этом часть арабской конницы повернулась назад, остальные же решили, что началось отступление. Пытаясь остановить своих разбегающихся солдат Абд аль-Рахман попал в окружение и был убит, что, естественно, только усилило панику. Франки же восстановили строй в своих фалангах и были готовы на следующий день продолжить сражение.
Но "продолжения банкета" не последовало - мусульмане на поле боя не появились. Сперва Карл Мартелл был уверен, что это всего лишь ловушка и Омейяды просто пытаются выманить его с выигрышной позиции. Но разведчики донесли: арабское войско спешно отступает обратно за Пиренеи, унося с собой всю добычу, которую только можно было унести. Таким образом битва при Пуатье закончилась победой франков. О потерях точных сведений не имеется, но с определенной долей вероятности сообщается, что Мартелл не досчитался 1500 солдат, а арабы потеряли что-то около 10 тысяч воинов.
Нельзя сказать, что битва при Пуатье покончила с господством мусульман в Западной Европе, у них еще будут свои победы и свои завоевания. Но это, несомненно, стало переломным моментом в ранней истории христианского Запада. Мартелл и его потомки продолжили расширять свои границы и выталкивать мавров все дальше и дальше на юг. Вторжения в Галлию продолжались еще несколько лет, но череда поражений заставила арабов смирится с мыслью, что севернее гор им делать совершенно нечего. Также с определенной натяжкой можно сказать, что победа при Пуатье стала первым шагом к Реконкисте, которая закончилась падением Гранады 2 января 1492 года.
no subject
Date: 2018-10-11 12:51 pm (UTC)